«берёза» да «ива» « Черно-белый светофор

«берёза» да «ива»

8 лет назад в лесном отделе GREENPEACE России появился проект «Возродим наш лес», направленный на экологическое воспитание населения. В рамках проекта создаются питомники по выращиванию деревьев, высаживаются саженцы на землях, которые уже не используются в сельском хозяйстве. Для участников проводятся образовательные слёты и экспедиции, а в последние два года проходят большие областные акции по восстановлению лесов, завершающиеся праздничными лесными фестивалями. Места действия — Рязанская, Тульская, Липецкая, Белгородская и Орловская области. О том, как это — помогать планете оживать, и о том, кто в этом принимает участие, рассказали Трушину Михаилу руководитель волонтерской программы Григорий Куксин и руководитель проекта «Возродим наш лес» Светлана Пискарева.

nastaПочему территориально для проекта были выбраны именно эти регионы?

Григорий:
— Центральные и южные регионы России сильно обезлесены. Лес когда-то там был полностью уничтожен человеком, превращён в пашни, сенокосы, пастбища. И сейчас видны все негативные последствия исчезновения. Это водная и ветровая эрозия, изменение микроклимата, обмеление крупных и исчезновение малых рек и ручьёв, весной постоянные наводнения, дальше засуха, снижение плодородия почв, рост оврагов. Сельское хозяйство приходит в упадок, урожайность снижается с каждым годом. Лесов там почти не осталось, даже оставшиеся лесополосы постепенно исчезают. Местные школьники знают только что такое «берёза» да «ива», а некоторые и того не знают. И это всё 400 км от Москвы на юг — огромная сеть оврагов, упадочное сельское хозяйство, вымирающие деревни, деревьев нет совсем, хотя они должны быть, не занятые местные жители, единственная активная часть населения — это школьники и учителя.

Какие были первые действия?

Светлана:
— Когда мы задумали проект, было непонятно, что из этого выйдет и будет ли он вообще возможен. Мы прикинули для себя «если хотя бы 6 школ согласятся, то это будет интересно, а если меньше, то тогда начинать — смысла нет». Поехали в областное управление образования, всё согласовали, получили контакты рязанских школ в малолесных районах области, и начали обзванивать. Согласившихся школ насчиталось 43. Это оказалось за пределами наших возможностей доехать к ним. Время создания питомников весной очень короткое — две недели когда снег уже сошёл и земля оттаяла, и до того когда начинает всё распускаться. К счастью, с той весной нам повезло, и первый питомник мы создали уже 2 апреля. Школа подготовила место заранее, но, к сожалению, вскопали трактором. От ночных заморозков комки земли замёрзли, и пришлось ломом разбивать их. Но в итоге всё получилось, и мы успели посетить за две недели все 43 школы, конечно, не без помощи наших волонтёров. Добирались на общественном транспорте с саженцами в руках. Приезжали, рассказывали кто мы такие и зачем приехали, привозили семена, саженцы, и читали лекции о лесе и о том, как сделать питомник, как за ним ухаживать. Сейчас уже 220 школ присоединилось к проекту. Школ, готовых этим заниматься намного больше, но мы начинаем отказываться, просто не успеваем доехать до всех.

Сложно ли ухаживать за питомником?

Светлана:
— Нет, совсем не сложно. Питомники, как правило, небольшие и при правильной организации требуют не так много времени. Но на весь вегетативный период летом за ними нужен уход. Работа в питомнике непрерывна: саженцы разных возрастов, разные породы деревьев, каждый год есть материал для высадки. Мы стараемся начинать работу с детьми маленькими, с пятого класса. Пока они учатся в школе, деревья растут. Если брать старшие классы, через год они уходят, и передать питомник некому. Бывает, что школы совсем закрывают. А иногда возникают технические проблемы: летом отключают воду в школе, а питомник без воды не может.

На какой образовательной программе работает проект?

Григорий:
— На нашей. Это согласованные мероприятия в пяти областях, которые охватывают многие школы. Для самых активных участников стали проводить летние экспедиции. Во время экспедиций мы учим ребят самостоятельному планированию. Там уникальная комплексная система подготовки. Это курсы по командообразованию и системному мышлению для детей, куда входит проектная деятельность, ораторское искусство, работа со спутниковыми снимками, планирование своей деятельности, работа с прессой: как давать интервью, как делать пресс-релизы. На выходе школьные команды с придуманным проектом возвращаются из лагеря. Приезжают и пишут подробный план: с кем нужно договориться, как они привлекут местные районные газеты, как они привлекут других участников, вплоть до мелочей: кто у них там будет готовить чай, искать лопаты. Полный продуманный проект.

Как настроены дети на всём пути к конечной цели?

Григорий:
— Нам не интересно через «не хочу». Всем нравится. По-сути они волонтёры.

Взрослые задействованы, помогают на мероприятиях?

Григорий:
— С полным восторгом. Учителя сажают, и директора школ не остаются равнодушными. Кстати приезжают трудиться и официальные представители администрации областей.

В пиджаках?

Григорий:
— Часто. Фантастически смотрится.

Есть теория, что добрые дела открывают светлую часть души, при том, что человек раньше был негативный. Были ли в проекте такие участники?

Светлана:
— Есть такие кому нечем занять свою активность, позиционируют себя как хулиганы. На входе в лагерь — они подростки, которые курят, матерятся. А потом начинают говорить на нормальном русском языке и не хотят уезжать. Удивительные вещи происходят. Вот, например, из одной школы команда исключительно мальчиков приезжала. Мы думали, не справимся. Было похоже на то, что они приехали в лагерь только в футбол поиграть. Но в итоге, они разработали отличный проект.

И довели до конца?

Григорий:
— У них в последний момент в школе директор сменился. Некому было все организовывать. Когда мы позвонили в школу, чтобы узнать, готовят ли они мероприятие, нам сказали: «в этом году все отменяется, директора нет, на его место никто не назначен. Ни с кем не можем договариваться». Тогда мы позвонили ученикам, а они заявляют: «Нам сказали, что всё отменили, но мы всё равно будем сажать». «Как Вы будете сажать?» — спрашиваем мы. «Мы ходили уже к главе района, нам дадут транспорт, сами будем договариваться с директором совхоза». И в итоге они это сделали, заставив поучаствовать всю школу.

Областные управления образованием перенимают Вашу программу?

Светлана:
— Сами официальную программу, обязательную для всех школ, пока не запускают. Так что проект пока полностью на добровольной основе в школах. Управления образования предлагают включить в проект новые школы, помогают с транспортом.

Были школы, которые перестали работать по проекту?

Светлана:
— Да. Это связано, как правило, с уходом учителей. Замена ему приходила не такая активная, и школы постепенно переставали работать с питомниками. Ведь в основном это личное время учителя, которое не оплачивается. Правда сейчас во многих школах стали добавлять учителям часы, или проект включают в существующие уроки труда или биологии.
Григорий:
— Есть ещё одна проблема — пожары, прежде всего случающиеся по глупой и опасной традиции поджигать сухую траву весной. Последствия бывают катастрофические: дома сгорают, птицы на гнездах гибнут, и плодородие почв снижается. А для нас каждый такой пожар несёт угрозу для наших молодых лесов. Ну и представьте, как будет относиться школьник к предложению посадить лес, если его предыдущий лес, выращенный из семян, который он сам поливал, пропалывал, оберегал несколько лет, сгорел. Недавно чуть не сгорел один из самых «взрослых» наших лесов. Этому лесу скоро будет 7 лет и деревья уже выше нас. В предыдущие годы совхоз опахивал лес от пожара, но в этом пропустил мероприятие. Огонь смогли остановить работники сельхозпредприятия, и теперь лес надёжно защищен по периметру широкой вспаханной полосой, но пока отношение людей к этой проблеме не изменится, риск увидеть на месте своего леса пепелище все ещё очень высок.

иллюстрации: Настя Пересветова

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. URL обратной ссылки

Оставить комментарий

газета
редакция
медиакашалот