Фантастический человек « Черно-белый светофор

Фантастический человек

Скрипит железо, отточенными импульсами подаётся сигнал устройства на сетчатку глаза. Вспышками разгорается свет дисплея в преддверии скорых изменений. Конденсатор, паровая машина, система охлаждения почти в норме. Их скорая кончина будет неизбежна. Небесные светила почти исчезают из поля видимости, а машина тем временем продолжает свою нудную работу….
Примерно такое можно прочитать во многих научно-фантастическом романах. [...]

eletri 2 mikro

Скрипит железо, отточенными импульсами подаётся сигнал устройства на сетчатку глаза. Вспышками разгорается свет дисплея в преддверии скорых изменений. Конденсатор, паровая машина, система охлаждения почти в норме. Их скорая кончина будет неизбежна. Небесные светила почти исчезают из поля видимости, а машина тем временем продолжает свою нудную работу….

Примерно такое можно прочитать во многих научно-фантастическом романах. Мысль человеческая бежит куда быстрее всякого поезда, даже световая скорость уже давно не проблема, а тем временем читателю подавай новые идеи. «Фантастика — это о том, чего не может быть, но не фэнтези», — скажут многие. Но чтобы оспорить и понять неоценимую роль НФ-литературы в развитии человеческих знаний мы должны задаться вопросом: «Так что же такое человек в научной фантастике?». Он эволюционирует, развивается, живёт так же, как и человек настоящий. Литература отражает наш мир во всех его проявлениях. Образы героев составляют общую картину жизни в историческом разрезе. Мы попробуем сделать небольшой прогулку в прошлое и провести параллель между тем, что творилось с человеком реальным, и как от этого менялся человек литературный на примере всё той же научной фантастики.

XIX век. Вера в технический прогресс воплотилась и в печатном слове. В Англии началась паника из-за того, что по радиопередаче читался роман Герберта Уэллса «Война миров». Люди в шоке выбегали на улицу, дабы спастись от неминуемого визита марсиан. В 1870 году выходит роман «20 000 лье под водой» известного к тому времени писателя Жюля Верна. Среди учёных его книги воспринимаются как фантазии на тему науки и техники, не более. Никто и представить себе не мог, что его подводный корабль будет построен реальными людьми, более того, первую атомную подводную лодку назовут «Наутилус» в честь одноименной машины в романе.

На этом этапе научной фантастики, необходимо уделить внимание, прежде всего, главным героям. Можно выделить два постоянных и перетекающих из одной книги в другую типажа:
1. человек-лох
2. человек-умный (чаще всего учёный или путешественник)
На противопоставлении этих двух «человеков» и вырастает образ главного героя, который и понятия не имеет, что его ждёт в конце романа. Тайна, вокруг которой рос сюжет произведения, раскрывается постепенно, как в любом детективном романе. «Человек-лох» задаёт вопросы, «человек-умный» отвечает. «Человек-лох» искренне поражается той или иной идее, высказанной «человеком-умным». Действительно, конец XIX века — эпоха развития науки и техники. Общество поражается всё новым и новым открытиям, многие не видят предела прогресса и вкладывают своё состояние в реализацию вроде бы неосуществимых идей.

С начала XX века и вплоть до середины 60-х годов в фантастике больше преобладает социальная проблематика. Идеологическая борьба приводит к тому, что отдельная личность становится лишь винтиком в механизме общества. В 1900-1921 годах Евгений Замятин работает над своим основным романом «Мы», где описывается общество, построенное на законах строгой математики. Люди становятся безликими функциями в иерархической системе. В 1948 году в свет выходит антиутопия Дж. Оруэлла «1984», и фраза «Big Brother is looking at you» становится культовой среди молодёжи. Свобода воли не уничтожена государством, её просто нет априори. Человек превращается в отражение социальной реалии. Главный герой проходит определённый путь развития от серого обывателя до бунтующего против несправедливости человека.

Далее, вплоть до конца 70-х годов доминирует тема космических баталий, покорение Вселенной и новых миров. Гарри Гаррисон с немалоизвестным «Джеком» и Фрэнк Герберт с нашумевшей «Дюной». Дж. Лукасу удалость создать огромнейшую вселенную, где разворачиваются события его картин. «Где именно?» — может спросить читатель. «В далёкой-далёкой галактике», — ответит автор. Инопланетяне, роботы — всё это не шокирует героев романов, да и само понятие «человек» встречается очень редко. Новые расы, новые возможности, уникальные существа становятся мощным средством, чтобы показать сложность человеческой природы. Символизм как основа для многостороннего антропологического анализа.

Но в начале 80-х годов наступил кризис. Он злобно ухмыльнулся и раздробил человека на несколько частей. Прошла эпоха великих изобретений и покорения бескрайних просторов галактики. Наступает период «маргинальной фантастики». Автор не щадит человека, расщепляет его на множество частей и с присущим для него хладнокровием тасует их. Целостный образ человека канул в Лету. Теперь разум, тело, эмоции, память — всё это только составные части. Быть может, раньше фантастам и приходилось проводить хирургические операции над своими героями, но опять же они касались только тела. Теперь на сцену выходит киберпанк, который не прочь и повеселиться — поэкспериментировать в области коллективного переживания, заставить героя сомневаться в собственном существовании… Много, много боли бедный человек испытывал в произведениях У.Гибсона, Б.Стерлинга и Ф.Дика.

….И снова кризис. Идеи исчерпаны. На данный момент можно выделить 2 вида научной фантастики (оборотни-киборги не в счёт):
1. «инженерная» c множеством технических и научных терминов. Минимум художественных средств. Такие произведения пользуются успехом только в узком кругу любителей пофантазировать на научно-техническую тематику. Широких масс это ни в коем случае не касается
2. «социальная», которая вновь возвращается к началу XX века. Нет, утопий тут уже нет. Критика социума, разрешение множества проблем с использованием каких-либо технических средств, во многом взятых из произведений фантастов прошлого, лишь слегка модифицированных. Это даже сложно назвать фантастикой, ведь часто вселенная, в которой происходит развитие сюжета мало, чем отличается от нынешней.
Если читатель конца XIX века приходил в восторг от той или иной интересной задумки писателя на счёт строительства какой-то фантастической машины, то сейчас он скажет: «Зачем?». Аксиологический поворот в философии (переход к проблемам ценностей и нравственности вообще) не миновал и литературу. Проблема ценностей, смысла вещей стала до боли актуальной. «Так зачем?» — вопрошают герои романов. Как наука неоднократно выходила из кризиса, так и фантасты пытаются преодолеть внезапно сформировавшуюся проблему. Только время покажет, что из себя будет представлять новый фантастический человек.

текст: Герасимов Н.И. (GeksageN) иллюстрации: Lorenzo Petrantoni

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. URL обратной ссылки

Оставить комментарий

газета
редакция
медиакашалот